КАМЕРО́Н Чарльз (1743-1812) - арх. Изучал архитектуру и занимался раскопками ант. пам. в Италии, опубликовал капитальное иссл. "Термы римлян" (1772). С 1779 - личный арх. имп. Екатерины II. Приехав в Россию, выдал себя за своего тезку, шотландского аристократа-якобита (сторонника Стюартов).
В екатерининское время К. создал всего 2 ансамбля - Царскосельские термы и Павловск. Царскосельские термы - реализация желания Екатерины II иметь антич. дом, не только оформленный, но и распланированный, как в древности, - единств. воспроизведение в эпоху классицизма антич. постройки в ее антич. функции. Это собств. бани (именуемые "холодными", хотя в их число входила и рус. парная); павильон "Агатовые комнаты" для интимного времяпрепровождения, с залом, кабинетами и б-кой; "висячий "сад" "Семирамиды Севера" на сводах перед "Агатовыми комнатами"; галерея для философских прогулок, примыкающая к "висячему саду" и завершенная циклопической лестницей; пандус из "висячего сада" в Английский парк. В ансамбль входит также Цветной сад при галерее. Комплекс примыкает к флигелю Большого дворца с личными апартаментами имп., так что флигель со стороны Английского парка воспринимается как ч. Терм, а расположенный за ним старый дворец постройки Растрелли - как пристройка. Т. е. К. сменил композицию Царскосельской резиденции и ее временную перспективу, превратив ее в античный ансамбль в Английском парке, к к-рому как бы добавлено "готич." (т. е. барочное) здание в голландском саду.
По значению в истории рус. культуры Царскосельские Термы являются важнейшей постройкой эпохи классицизма.
В Царском Селе К. завершил формирование культ. пространства, в Павловске в те же годы он его создал. К. возвел дворец на берегу реки и оформил обшир. участок парка близ дворца в долине реки Славянки, создав идеальный антич. парк с павильонами типа антич. храмов (Храм Дружбы, Памятник родителям, Колоннада Аполлона, Вольер). При Павле I К. отстранен от работ, в 1799 вновь приглашен в Павловск, где к 1801 построил Холодную ванну, Павильон Трех Граций, Краснодолинный павильон с Руиной.
В Термах и в двух апартаментах Большого Царскосельского дворца К. создал также интерьеры - три парадных зала, комнаты императрицы и наследника. Их оформление, исключительно разнообразное, - вариации на мотивы античности и итальянского Ренессанса; К. применил в отделке яшмы, лазурит, серебро, цветное и молочное стекло, бронзу. В Павловском дворце ему принадлежит планировка, объемы грандиозных, но уютных парадных зал и отделка нескольких интимных гостиных. Из построек К. в подлинном виде сохранились только Термы и Храм Дружбы.
К. работал также в китайском стиле: оформил большой парадный Китайский зал в апартаментах императрицы в Екатерининском дворце, построил четыре китайских мостика в Царскосельском парке и вел там по существовавшему проекту стр-во Китайской деревни (не оконч.). К. проектировал г. Софию, где им построен храм св. Софии, возвел дворец А. К. Разумовского в Батурине (Украина) (стр-во осталось незавершенным, и заброшенное здание превратилось в подобие руин Рима). В 1802-05 К. - гл. арх. Адмиралтейств-коллегий; строил и проектировал разнообразные хоз. сооружения. К. создал проект собора св. Андрея Первозванного в Кронштадте (не сохр.), разрабатывал проект перестройки Гл. Адмиралтейства; их использовал в своих проектах его преемник А. Д. Захаров.
Лит.: Талепоровский В. И. Чарльз Камерон. М., 1939.
Ч. Камерон. Дворец в Павловске